Вилла Пьера Кардена

    Пьер Карден вошел в историю благодаря своим авангардистским и футуристическим коллекциям, вдохновением для которых служил космос. Наверное поэтому, принадлежащая ему знаменитая вилла с говорящим названием Palais Bulles («Дворец-пузырь») на Лазурном берегу напоминает своей формой лунный ландшафт. Истории этого уникального сооружения с оригинальными интерьерами посвящен только что изданный альбом Le Palais Bulles издательства Assouline.

    История Palais Bulles не менее интересна, чем его самобытная эстетика. Она объединила судьбы трех талантливых, неравнодушных к творческому эксперименту, мужчин – предпринимателя, архитектора и модельера. Все началось со знакомства в 1960- годах лионского бизнесмена и преданного поклонника искусства Пьера Бернара с архитектором-новатором Антти Ловагом. В результате Ловаг спроектировал для Бернара виллу, которая была построена в местечке Пор-ла Галер. Она представляла собой необычную по форме шарообразную конструкции. Пьер Бернар на этом не остановился – следующим проектом, который он собирался поручить своему другу-архитектору, была значительно большая по площади «пузырчатая» резиденция в местечке Теуль-сюр-Мер, находящемся в 10 километрах от Канн. Строительство основной ее части – вилла получила название Esquillon - продолжалось с 1977 по 1984 год. А в 1991 году, после смерти предпринимателя, здание и прилегающую к нему территорию приобрел Пьер Карден, сам переживший в прошлом увлечение футуристической эстетикой и экспериментальными формами в прикладном искусстве. В течение нескольких лет модельер преобразил его в комплекс помещений, предназначенных для проведения выставок, фестивалей искусств, конференций, симпозиумов и форумов. Тогда же вилла приобрела свое сегодняшнее название - Le Palais Bulles, что переводится как «Дворец-пузырь».

    Идея новаторской архитектурной формы виллы целиком принадлежит Антти Ловаг. Долгие годы он разрабатывал концепцию жилых зданий, которые должны были обеспечивать человеку максимальный комфорт и свободу. Для этого он придумал использовать «органические» - то есть гладкие и круглые формы без прямых линий и острых углов, благодаря чему здания должны были также более гармонично «вливаться» в окружающий ландшафт. В 1960-х Ловаг спроектировал множество подобных больших и маленьких вилл на Лазурном берегу Франции, в том числе и в местечке Теуль-сюр-Мер.

    Изначально строение было меньше по площади почти в два раза. Построенное из бетона и экспериментальных материалов из пластика, пены и полиэстера, оно было «составлено» из сферических частей, напоминающих по форме пузыри. Правда многие специалисты предпочитают сравнивать эту форму с глазом циклопа – в культуре Средиземноморского побережья Франции, как и всего региона, сюжеты и образы, связанные с мифом об Одиссее, всегда играли существенную роль. Благодаря множеству круглых окон, здание очень хорошо освещалось дневным светом. Эти же линии присутствуют во внутренней структуре помещений – полукруглые арки, проходы, потолки, двери. Эти формы должны были, по замыслу Ловага, еще и напоминать о гротах, пещерах и других формах жилища первобытного человека. Который, в отличие от современного, был еще очень близок к природе и жил в гармонии с окружающим миром.

    Через круглый вход посетитель виллы попадал в помещения, распределенные по трем уровням. Большая гостиная переходила в кухню и летнюю столовую, из которой можно было попасть к бассейну и на морской пляж. В доме также имелись детская и кабинет. В первоначальном варианте вилла была буквально покрыта плющом. Позднее владелец и архитектор отдали предпочтение краске, повторяющей характерный розово-терракотовый оттенок горных пород, распространенных в этой местности, благодаря чему она органично вписалась в окружающий ландшафт. Изменились и масштабы здания – были достроены новые помещения и разбит теннисный корт.

    Мебель для двадцати восьми комнат – надо сказать, что вилла постоянно расширялась да конца жизни своего первого владельца и уже после приобретения комплекса Карденом – в основном была произведена на заказ, учитывая очень специфическую конструкцию помещений. Многие объекты повторяют формы, используемые в структуре здания, а среди цветовых решений доминируют яркие оттенки, традиционные для поп-арта. Круглый крутящийся стол из литого металла на одной из кухонь, круглые кровати в спальнях, стулья с круглыми сиденьями, ванны в форме полусферы. Здесь также есть предметы знаменитых дизайнеров и брендов – например, кресла Пьера Полана полукруглой формы, созданные в 1966 году, кресла из шерсти Ovni Клода Превоста, лампа в форме планеты Сержа Манзона 1978 года, комоды из дерева и пластика Реймона Леви, столы Knoll. И. конечно, множество произведений искусства - от керамических тарелок, расписанных Пабло Пикассо, до скульптур Гийлы Козиче, Фабио Вилалбы и Патриса Брето. А еще коллекции декоративных предметов из муранского стекла, овальных и круглых ваз, собранные Карденом еще в 1970-х годах. Во многих комнатах стены украшены расписанными вручную декоративными панно.

    Интерьер большинства помещений разрабатывался или усовершенствовался самим Пьером Карденом, а во многих из них использовались созданные по его эскизам ткани и даже мебель. Надо сказать, что именитый кутюрье использовал форму круга и сферы и во многих своих коллекциях одежды – например, в историю моды вошло его легендарное «платье-пузырь». «Для меня пузырь, круг, шар – это идеальные фигуры, и к тому же неисчерпаемые. Органическая форма шара, к которой тяготел Антти Ловаг, всегда привлекала меня. Ведь это, в то же самое время, форма среды обитания человеческого эмбриона, форма жилища доисторического человека и фигура, символизирующая современность – век космических кораблей и освоения космоса», - говорил Карден. Эта амбивалентность сферической формы отразилась в двояком впечатлении, которое оставляет Palais Bulles, воспринимаемый одновременно как образец модернистского сверхсовременного архитектурного и декораторского решения, и как сооружение, в котором ощущается примитивистское начало. Каждый год, примерно в период проведения Каннского кинофестиваля здесь проходит театральный фестиваль музыки и театрального искусства, а каждое 15 августа Пьер Карден собирает в своем «Дворце-пузыре» друзей из артистического мира. Трудно представить себе место, которое располагало бы в большей степени к творчеству и к живому общению людей, и к которому так подходило утверждение, что архитектура и интерьер – это настоящее искусство.

    ← Вернуться назад к списку альбомов

    Copyright © 2011