Конструктивизм

    Характерный девиз конструктивизма как стиля искусства (в том числе, прикладного): «Долой декоративность! Даешь целесообразность!»

    Все же конструктивизм в «качественном исполнении» не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Отвергая декоративность, этот стиль обладает своей собственной эстетикой; ее принято называть эстетикой целесообразности. То есть, грубо говоря, красиво то, что наиболее полно воплощает в себе требуемые функции. Но и это еще не все; идеал конструктивизма предполагает сочетание удобства, комфорта и функциональной ценности. Тогда, с позиций конструктивизма, произведение может считаться удачным, стильным, достойным внимания и эстетичным.

    С формальной точки зрения конструктивизм исповедует простоту, утилитарность и рациональность линий и форм, отсутствие каких бы то ни было излишеств, ярко выраженную функциональность любых предметов. Конструктивизму также чужды авторитеты и традиции, «преклонение» перед техническими достижениями, новинками, прогрессивными технологиями (или иным использованием технологий уже существующих). Ввиду всего этого, конструктивизм не слишком скован в использовании линий, цветов и форм, а тем более - материалов.

    Интерьер же в стиле конструктивизм обходится без лепнины на потолках, иных украшений или излишеств; для него характерны правильные строгие формы, симметрия, простота, продуманность, взвешенность.

     В планировке редко используются перегородки, а деление на функциональные зоны подчинено конкретным размерам помещений. Еще одна деталь - отсутствие некоторых помещений, как таковых, например, коридоров. Обилие же легких, легко транспортируемых и трансформируемых перегородок - характерный прием конструктивистского дизайна интерьера.

    Обилие новейшей бытовой техники легко вписывается в интерьер в стиле конструктивизм. Коммуникации предполагают использование последних технологических достижений.

    Удобство, функциональность и отсутствие излишеств в элементах обстановки - это одна сторона вопроса. Но конструктивизм явным образом пытается символизировать и стимулировать технический прогресс. Потому, в конструктивистской мебели можно углядеть детали, которые придуманы для облегчения процесса производства тех же стульев, столов или кресел. Очень характерны, в частности, боковые вырезы на пластиковых креслах. Здесь вырисовываются два соображения: с точки зрения конструктивистской эстетики - меньше излишеств и меньше масса предмета; с точки зрения связи с производством и технологиями - экономия материалов и простота штамповки. Такие детали составляют самую суть эстетики конструктивизма в интерьере. Можно лишь добавить, что предметы, на которых сидят (да и не только они), как правило, снабжаются колесами для легкости перемещения в пространстве, которое не должно быть загромождено.

    Ткани преобладают однотонные, без орнаментов; то же можно сказать о любых предметах быта. Уникальность вещей не имеет в конструктивизме никакой ценности.

    Copyright © 2011